1. Понятие финансов, этапы становления и развития финансов

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

Ф. означают денежные отношения между субъектами. Материальной основой существования и обращения являются деньги и денежный оборот. Денежный оборот - совокупность всех денежных потоков. Денежные массы, обращающиеся в государстве, являются финансовыми ресурсами.

Назначение денежных средств - воспроизводство капитала.

Финансы - денежные отношения, возникающие между:

-предприятиями;

-государством и предприятием;

-государством и гражданами;

-предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами;

-отдельными звеньями бюджета;

-страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов;

Финансы нельзя рассматривать как денежные отношения между равноправными физ. или юр. лицами; финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги - всеобщий эквивалент. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода.

Этапы финансов

Финансы - категория историческая. Они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Финансы отделяются от общей совокупности денежных отношений при определенных исторических предпосылках:

-в результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов;

-формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер; возникли системы государственных доходов и расходов;

-налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме;

Качественно новый этап развития финансов возникает в капиталистической системе. Товарно-денежные отношения проникают всюду, поэтому финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств.

Этапы становления и развития финансов

1. Неразвитая форма.(до нач.ХХв) Непроизводительное использование денежных средств (2/3 на войну). Незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику.

2. Многозвенность финансовой системы, высокая степень регулирования экономики, большое разнообразия фин.отношений.

Если в начале ХХв в ведущих странах через бюджет распределялось только 9-18% всех доходов, то в настоящее время это 30-50%.

 

2. Роль валютного курса в экономике

В долгосрочном плане основу валютного курса составляет паритет покупательной способности (ППС) валют, определяющий соотношения средних цен на стандартный набор товаров разных стран.

По своему экономическому содержанию ППС через цены выражает соотношение уровней экономического развития стран, сравнивает эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в этих странах.

Соотношения валютного курса и ППС большую роль в формировании экспортно-импортных потоков. В развитых странах характерна долгосрочная тенденция к сближению курса национальной валюты и ППС.

Для стран с переходной экономикой типичным является низкий курс национальной валюты относительно ППС. Так, В России валютный курс относительно ППС занижен в 2 раза. Это обусловлено низкой привлекательностью нац.валюты в качестве финансового актива.

Вместе с тем относительно низкий курс  нац.валюты относительно ППС увеличивает конкурентоспособность экспортных товаров, стимулирует экспорт и снижает конкурентоспособность импортных товаров, ограничивает импорт.

Улучшается торговый и платежный баланс страны, повышается ее конкурентоспособность.

Заниженный валютный курс используется для компенсации низкой интегральной эффективности экономики в краткосрочном периоде.

Однако развивать экономику за счет недооценки курса нац.валюты относительно ППС нельзя. Нужно проводить эффективную экономическую политику, увеличивать производительность труда и уменьшать энергоемкость российской экономики.

 

3. Функции и принципы финансов

Принципы финансов:

-единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем; унификация форм форм финансовой документации и отчетности;

-сбалансированность - соотношения между доходами и расходами к.-л. экономических агентов;

-целевая направленность. Цели выбирают как предприятия, так и государство. Цели коммерческих организаций - прибыль, рентабельность. Цели гос.финансов - привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, перераспределение ресурсов с утвержденными параметрами развития соц.сферы, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

-диверсификация источников финансирования с целью уменьшения рисков, повышение стабильности и конкурентоспособности предприятия;

-организация во времени - финансовую политику надо выстраивать как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

Функции финансов:

1. Распределительная - распределение и перераспределение общественного продукта, созданного в стране.

2. Стимулирующая. Государство системой гос.рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов. Либерализация цен и тарифов, налоги и бюджет, экспортно-импортные пошлины.

3. Контрольная. Осуществляется при проведении любой финансовой операции. Фин.контролю подлежат все участники фин.отношений. Контроль - не просто мониторинг, но и внесение корректив в текущий фин.процесс, производит совершенствование фин.прогнозирования.

 

4. Финансовая система РФ и ее звенья

Финансовая система - упорядоченная совокупность фин.отношений.

Звенья фин.системы:

1. Централизованные финансы:

        -госбюджет;

        -внебюджетные фонды;

        -государственный кредит;

        -фонды имущественного страхования;

        -фондовый рынок;

2. Децентрализованные финансы:

        -финансы фирм;

        -финансы посредников (кредиты);

        -финансы некоммерческих организаций;

3.Финансы домашних хозяйств.

 

Государственная бюджетная система:

1. Республиканский (федеральный) бюджет;

2. Бюджеты субъектов РФ;

3. Бюджеты муниципалитетов;

Госбюджет - главное звено всей фин.системы. Состоит из доходов (источников поступления средств) и расходов - направления расходования средств, их количественные параметры.

Внебюджетные фонды - средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются для обеспечения надежного финансирования социальных, научно-технических, инвестиционных и других общественно значимых потребностей. ВФ имеют целевую задачу (Пенсионный фонд, Фонд  обязательного мед.страхования, Фонд соц.страхования и др.)

Классификация ВФ:

1. Фонды социального назначения.

2. Межотраслевые фонды.

3. Территориальные фонды.

Формирование ВФ - обязательные целевые отчисления, суммы которых закладываются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в % к фонду оплаты труда.

Сейчас в РФ более 30 ВФ, в них сосредоточено более 60% всех доходов госбюджета.

 

5. Государственный бюджет, его звенья

 Бюджет - конкретный подробный план сбора и использования фин.ресурсов государства, имеющий силу закона, основное средство проведения им фин.политики. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет отражает интересы общества в целом.

Экономическое значение бюджета заключается в формировании значительной части спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (прежде всего военного назначения), увеличиваются государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения. 

В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований, обслуживается государственный долг.

Структура бюджета

Доходы - эта завершающая стадия финансовых потоков, идущих от реального сектора экономики, а расходы бюджета - это исходный пункт движения финансовых ресурсов с целью их использования в соответствии с решениями государства.

Структура доходов: налоги (90%), неналоговые доходы (8%), доходы бюджетных целевых фондов и др.

Структура расходов: госуправление, суды, оборона, правоохранительные органы, фундаментальные исследования, расходы бюджетных целевых фондов, образование, культура, здравоохранение.

Звенья госбюджета:

1. Республиканский (федеральный) бюджет;

2. Бюджеты субъектов РФ;

3. Бюджеты муниципалитетов;

 

6. Финансовая политика и ее типы

Финансовая политика - комплекс мероприятий государства по использованию фин.отношений, мобилизации фин.ресурсов, их распределению и использованию на основе фин.законодательства. В условиях рынка - это главный рычаг экономического воздействия государства.

Содержание ФП:

1. Разработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий.

Финансовая политика состоит из налоговой политики, бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной.

Цели ФП РФ: достижение соц.стабильности в обществе, оздоровление гос.финансов, восстановление нормального функционирования кредитной системы, достижение фин.самостоятельности и высокой ответственности регионов.

Задачи ФП: обеспечение условий для формирования максимально возможных фин.ресурсов, установление рационального распределения и использования фин.ресурсов, стимулирование экономики и соц.сферы.

 

7. Общие принципы формирования финансовой политики государства

Основу фин.политики государства составляют стратегические направления использования фин.ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на фин.стратегию и фин.тактику.

Фин.стратегия - долговременный курс фин.политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. В процессе ее разработки: прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений, составляются целевые программы в целях концентрации фин.ресурсов на главных направлениях.

Фин.тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации фин.отношений, маневрирования фин.ресурсами.

(+ материалы 6 вопроса)

 

8. Основные компоненты фин.политики и их особенности

Финансовая политика состоит из налоговой политики, бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной политики.

Налоговая политика - строится на компромиссе интересов государства и хозяйствующих субъектов. Налоги должны обеспечивать поступление такого количества ресурсов, которое позволяет государству выполнять свои обязательства. Налогообложение - должно мотивировать людей на уплату налогов налогоплательщиками, и не должно носить конфискационного характера.

Бюджетная политика включает - определение доли ВВП, мобилизуемой в бюджет; оптимизацию структуры расходной части бюджета; определение доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета; управление гос.долгом; поиск источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика регулирует: изменение предложения свободных денег; изменение цены кредита (через процент, определяющий спрос на заемный капитал и масштабы притоков вкладов).

Ценовая политика регулирует цены и тарифы на монопольные товары и услуги.

Таможенная политика - органическая часть налоговой и ценовой политики, призванная регулировать экономические отношения между субъектами международной торговли. Влияет на конкурентоспособность отечественных товаров.

Социальная политика - согласование размеров и направления трансфертов, реализация пенсионной реформы, регулирование вынужденной иммиграции.

Инвестиционная политика - увеличение роли бюджета развития РФ, развитие ипотеки, привлечение иностранных инвестиций.

 

9. Задачи бюджетной политики

1. Повсеместная экономия гос.ресурсов (контроль за целевым использованием)

2. Централизация всех доходов и средств гос.бюджета на счетах органов федерального казначейства (прозрачность финансовых потоков)

3. Реструктуризация гос.долга (регулирование объемов и сроков погашения)

4. Инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования

 

10. Система управления финансами

В системе управления финансами различают объекты управления и субъекты.

Объектами управления являются разнообразные виды фин.отношений - финансы хозяйствующих субъектов, страховые отношения, гос. и муниципальные финансы. Субъектами - организационные структуры, осуществляющие управление - органы управления финансами.

Элементы системы управления финансами:

-планирование.(Сбор, анализ фин.информации, решение);

-оперативное управление;

-фин.контроль.

Органы управления финансами:

-стратегическое управление: Президент РФ, Правительство РФ, парламент, региональные и местные органы власти; Полномочия - проведение фин.политики, изменение фин.законодательства, рассмотрение и принятие бюджетов, финансовый контроль.

-оперативное управление: Министерство финансов РФ, Главное управление федерального казначейства.

Основные функции МинФина РФ:

-составление проекта гос.бюджета РФ;

-экспертиза фин.законодательства;

-управление федеральным гос.долгом;

Задачи федерального казначейства:

-обеспечение принципа единого фонда и единой кассой (все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство);

-организация исполнения и контроль за исполнением гос.бюджета по доходам и расходам;

-регулирование фин.отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-сбор и анализ фин.информации;

Важную роль в управлении финансами играют Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет.

 

11. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование и прогнозирование используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики.

Прогнозирование – разработка и составление прогнозов, т.е.научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов.

Планирование – разработка и принятие целевых установок количественного  и качественного характера, определение путей наиболее эффективного их достижения. В ходе планирования субъект хозяйствования и органы исполнительной власти оценивают состояние своих финансов, выявляют возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Планирование осуществляется на основе анализа фин.информации, включающей в себя показателя бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Координирующая роль планов реализуется в приведении в определенную систему текущей и перспективной деятельности, что позволяет компании в целом работать без существенных сбоев.

Методы фин.планирования:

-метод коэффициентов, когда планируемый показатель берется на основе текущего с изменением на коэффициент, отражающий динамику этого показателя за несколько лет;

-нормативный метод;

-метод математического моделирования;

-балансовый метод, при котором направления расходования средств должны быть сбалансированы с источниками их формирования;

Финансовое планирование во времени: стратегическое, текущее, оперативное.

 

12. Понятие учетной ставки

Учетный процент (учетная ставка) - процент, взимаемый банками при учете векселей, т.е. при покупке их банком до наступления срока платежа. При учете векселей банк выплачивает предъявителю векселя его номинальную стоимость за вычетом скидки (дисконта),соответствующей плате за банковский кредит. Право требования денег по векселю переходит к банку, который либо ждет истечения срока и получает с векселедателя сумму, указанную на векселе,либо перепродает (также со скидкой) вексель на денежном рынке.

Вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной на векселе денежной суммы. ВЕКСЕЛЬ выступает орудием коммерческого кредита. По своей форме ВЕКСЕЛЯ подразделяются на простые и переводные. Простой ВЕКСЕЛЬ выписывается заемщиком. Переводной ВЕКСЕЛЬ (тратта) представляет собой письменный приказ кредитора заемщику об уплате последним определенной суммы третьему лицу (ремитенту). Наибольшее распространение получил переводный ВЕКСЕЛЬ. Форма ВЕКСЕЛЯ определяется законом страны, где он выписан. ВЕКСЕЛЬ широко используется во внешней торговле в качестве средства оформления кредитно-расчетных отношений. Значительное распространение получили банковские акцепты (переводный ВЕКСЕЛЬ, выставленный на банк и им акцептованный).

Если реализация векселя на рынке затруднена, частный банк может переучесть вексель в центральном государственном банке с уплатой за эту операцию установленной банком официальной учетной процентной ставки.

Официальная учетная ставка используется для регулирования всей структуры процентных ставок на денежном рынке страны и служит одним из важных инструментов экономики, в частности, к повышению официального учетного процента прибегают для борьбы с инфляцией, к понижению - для стимулирования капиталовложений в экономику.

Удельный вес учета векселей в банковских операциях сокращается по сравнению с удельным весом ссуд и инвестиций в государственные облигации. Происходят изменения и в структуре учета векселей засчет повышения доли учета казначейских векселей, которые используются для финансирования государственных расходов на военные цели и покрытие бюджетных дефицитов.

 

13. Принципы бюджетной системы

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны, имеющие между собой установленные законом взаимоотношения

Бюджетная система РФ:

Iур. – федеральный бюджет;

IIур.- бюджеты субъектов Рф;

IIIур.- местные бюджеты;

Совокупность всех бюджетов территории образует консолидированный бюджет данной территории.

Бюджетная система основана на принципах:

-единство звеньев бюджетной системы;

-разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

-самостоятельность бюджетов;

-полнота отражения доходов и расходов;

-сбалансированность;

-эффективность и экономность использования бюджетных средств;

-общее покрытие расходов бюджета;

-адресность и целевой характер расходования бюджетных средств.

 

14. Формы и методы финансового контроля

Основные методы финансового контроля – ревизия и проверка.

Ревизия – система обязательных контролирующих действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка – единичное контролирующее действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.

Правом назначения ревизии обладают: Президент Рф, Парламент, Правительство, Главное контрольное управление Президента, федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, милиция, СБ, собственники и органы управления АО.

Полная комплексная ревизия включает проверки:

-операций с денежными средствами;

-расчетных и кредитных операций;

-расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

-сохранность основных средств и НМА;

-инвестиционных операций;

-расчетов по оплате труда и начислению налогов;

-формирование себестоимости продукции;

-организация бухучета;

 

Для ревизии устанавливается определенный срок и программа проведения (перечень основных вопросов –наименование объекта и цель ревизии).

Сначала проверяют учредительные и  регистрационные документы, затем бухгалтерские и пр.

Встречные проверки – сличение имеющей в ревизуемой организации записей документов с соответствующими записями в других организациях.

Результаты ревизии оформляются в виде акта, которые подписывают ревизоры, руководитель и бухгалтер организации. Акт должен содержать ответы на вопросы, поставленные в программе ревизии. Основное содержание акта – выявленные факты нарушений законодательства и других нормативных правовых актов, конкретные примеры и суммы нецелевого использования средств, хищений. Указывается общий размер документально подтвержденного ущерба.

 

15. Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль – проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требованиям законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Различают внешний контроль, осуществляемый вышестоящими или независимыми органами и внутренний – в пределах самой организации.

Виды фин.контроля:

-государственный фин.контроль;

-аудиторская деятельность;

Государственный фин.контроль:

ГФК помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту фин.интересов государства и его граждан.

Основные направления ГФК:

-образование и использование всех государственных средств;

-деятельность органов власти, осуществляющих финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику;

-законность привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными и иными организациями, которым государство предоставило такое право;

 

Объекты фин.контроля - юридические и физические лица, которые получают, перечисляют и используют государственные средства или управляют ими.

Различают предварительный (на стадии составления), текущий (в процессе формирования и использования) и последующий (по итогам) контроль.

 

Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудиторская деятельность включает: аудит  (проверку отчетности); ведение бухучета; налоговое планирование;

Цель аудита – выражение мнения о достоверности фин.отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

 

16. Субъекты государственного финансового контроля

Согласно законодательству РФ полномочиями на проведение государственного финансового контроля обладают: Счетная палата РФ, МинФин, ЦБ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.

Субъекты  государственного фин.контроля – органы государства, специально создаваемые для осуществления контрольных функций.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

-организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование государственной собственности;

-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

-контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета;

-регулярное представление Думе и Совету Федерации информации о ходе исполнения федерального бюджета;

 

Подразделениями Министерства Финансов, выполняющими фин.контрольные функции, являются – Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и Федеральное казначейство.

МинФин обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики и координирует деятельность в этой сфере других органов исполнительной власти.

 

Контрольно-ревизионное управление:

- осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым, рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета;

-проводит ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества и ценных бумаг, находящихся в федеральной собственности;

 

Федеральное казначейство создано для организации исполнения федерального бюджета. В силу этого оно непосредственно контролирует весь этот процесс. Основная задача Казначейства – организация бюджетного финансирования по принципу единства кассы.

Центробанк РФ

ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, а также организует и осуществляет валютный контроль. Он проверяет соблюдение банковского законодательства, правил ведения банковских операций. Мера воздействия – лишение лицензии на ведение банковских операций.

Налоговый контроль

Задача налогового контроля – обеспечить своевременность и полноту поступления налогов, акцизов, таможенных пошлин и сборов, обязательных платежей в фонды, а также учет налогоплательщиков по местонахождению (единый государственный реестр налогоплательщиков).

 

17. Состав бюджетной классификации

Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов по определенным принципам.

Расходы бюджета

-функциональная классификация – отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение основных функций государства (оборона, управление и т.д. ). Включает разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов;

-экономическая классификация – показывает деление расходов бюджета на текущие и капитальные, а также на выплату зарплаты и материальные затраты;

-ведомственная классификация связана со структурой управления, отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства.

Т.к. бюджетная классификация едина для всех бюджетов, она является каркасом всей бюджетной системы. Она становится необходимым условием функционирования бюджета и предпосылкой эффективного управления бюджетным процессом, позволяет производить анализ бюджетных показателей по различным направлениям для получения самых разнообразных данных.

Совершенствование бюджетной классификации – серьезная научная задача. Важное свойство современной БК – кодированность, позволяющая использовать в бюджетном процессе современные методы передачи информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz